Творческий подход в Айкидо.
Еще раз отвечу на вопрос, что такое Айкидо?
Этот вопрос я задаю себе время от времени. Чтобы всегда держать в фокусе задачи, которые стоят передо мной на пути постижения этой премудрости.
С каждым годом понятие это расширяется и определение Айкидо обрастает новыми дополнениями и словами.
И так, прежде всего Айкидо — это система рукопашного боя с применением классического холодного оружия, основанная на отказе от борьбы (в Айкидо нет ярко выраженных атакующих действий). В связи с этим Айкидо является особой мировоззренческой системой, которая определяет особое место и поведение человека изучающего и пропагандирующего Айкидо в современном агрессивном обществе.
И наконец, Айкидо становится мощным инструментом познания человеком самого себя, своих скрытых возможностей, талантов и способом особой гармонизация себя с окружающим миром.
Не открою большого секрета, что большинство людей приходит в Айкидо именно за боевым аспектом. Человек хочет научиться драться, защищать себя, стать «круче».
На начальном этапе пока новоиспеченный айкидока осваивает азы (базовую технику, страховку и т.п.) все стоит на своих местах, все поддается логическому объяснению.
Вот нападающий схватил меня за запястье одноименной рукой, вот я ушел с линии атаки, вот я провел прием, нейтрализующее действие и т.д. и т.п.
Хотя первые почему...? возникают уже и здесь, «А почему он должен двигаться за мной, а почему он не ударит меня здесь, здесь и здесь?» Но в принципе пока разум с его логикой спокоен и готов анализировать и даже прогнозировать ситуацию. Такие занятия назвать Айкидо можно назвать с большой натяжкой. Скорее это парная гимнастика задачи которой приобрести некоторые двигательные навыки лишь для того, чтобы приступить непосредственно к освоению Айкидо.
Первый сбой в программе мы получаем тогда, когда статические формы переходят в динамические. То есть тогда в упражнениях или ката партнер не просто хватает вас за руку, а ещё и активно двигается. Вот именно в такие моменты ломаются стереотипы выполнения приемов, которые к этому времени (как казалось) были освоены вами. Но именно в такие моменты начинает проявлять себя Айкидо. Иными словами, чем больше Айкидо вы понимаете, тем меньше вы прибегаете к услугам разума.
Разум в свою очередь не сдается без боя, ведь все последние годы жизни вы отождествляли себя именно с ним — с разумом. С его «железной» логикой, причинно следственной связью и не подлежащих осуждению принятых им поступков.
Между тем сама боевая ситуация возникающая спонтанно и чаще никак не объявляемо, ставит перед разумом как правило не разрешимые задачи.
Вот поэтому то применение приемов осознанно, продуманно или заранее запланировано, как правило, невозможно. А то что, получается, относиться сознанием к случайности или чуду. Хотя это чудо, эта неожиданная искра и есть проявление Айкидо и эти скоротечные ощущения нужно не отбрасывать, а напротив запоминать и прокручивать время от времени в своём сознании, готовя почву для более длительных и постоянных ощущений. Всегда стремясь к прогрессу в этом направлении.
При чем же здесь творчество, спросите вы? И я вам отвечу. В Айкидо так же как в любом виде искусства вы всегда вступаете в зону неизвестности.
В бою противник будет применять свою тактику, свои навыки, свое умение, свою силу и мощь. Более того нападать он будет не один и вооружится должным образом. Чем внезапнее, чем неожиданней нападение тем оно коварней для нас и соответственно выгоднее для нападающих.
Вступая в зону искусства или творчества, мы тоже сталкиваемся с подобной ситуацией перед нами только задача и больше ничего, как вы будете решать её — неизвестно. Но чтобы из этого вышло что — то стоящее, настоящее мы должны ориентироваться всего на две, три вещи. Что же это за вещи?
Начну с примера: Допустим, вы переполнены решимости, вы влюблены, вы переполнены вдохновения и пишите стихотворение. Кто хоть раз в жизни не пробовал писать стихи?
Вы только думаете о чем писать, но то слова не идут, то рифма никак не складывается и в итоге после часа потуг вы написали, как вам кажется, что то красивое, пусть не как у Пушкина, но уж точно не хуже Маяковского. Показываете близким друзьям. И... Фиаско. Они смеются или сдержано молчат, а потом смеются.
С Айкидо происходит то же самое, с учетом того что вы знаете базовую технику. Уже в учебном бою, что то не клеится, и ударил он не так как вам показалось, и пошел не в ту сторону и планы ваши идеальные разгадал и вот вы уже на полу, вас фиксируют и делают болевой и т.д. и т.п.
Что же не так? В чем схожи эти примеры?
Стихотворение без рифмы и Айкидо без гармонии. И то и то продиктовано сознанием, разумом, а значит подчинено цепочки причино — следственной связи и не может быть схвачено целиком, интуитивно, и значит единственно верно, красиво и гармонично.
Жизнь в бою — это отказ от логики — это территория творчества, сиюсекундного озарения, существования вне скорости , вне времени, вне правил.
Поэзия, музыка, живопись, любая фантазия — все это одного поля ягода и без понимания всей этой красоты сердцем сложно понять Айкидо. Более того, только находясь в сотворчестве, вы растете как мастер.
Формула предельно проста. Подходя творчески к своей жизни, вы расширяете её границы, вам становится доступно многое, ломая стереотипы, ориентируясь на гармонию, красоту, правду, истину, вы видите то, что нет рамок, нет стандартов, есть только вы и бог.