Учитель и ученик
Учитель и ученик — человек дающий и человек принимающий, транслятор и приемник, сосуд наполненный и пустой сосуд, жажда отдавать и жажда принимать. Такие сравнения возникли у меня сразу, как я задумался о взаимоотношениях между учителем и учеником. Что это за два явления? Насколько они нужны друг другу? Кого мы вправе называть своим учителем? Кто кого находит или выбирает? Учитель ученика или же наоборот — ученик учителя. Давайте раскроем эту тему и обстоятельно ответим на эти вопросы. Потому что, разобравшись в этом, мы сможем извлечь максимальную пользу из многих жизненных ситуаций. И особенно из того, что есть постижение знаний, постижение пути. Итак, начнем с ученика. Кто это? И самое главное, что это за состояние, качество в обычном человеке — ученик. А ведь если посмотреть повнимательней, каждый из нас живущих на Земле должен быть учеником. Разве сама жизнь не есть наш главный учитель? Наш пожизненный университет, в котором мы являемся студентами. Нов любом, даже самом респектабельном, ВУЗе проходит обучение разных студентов: прилежные и не очень, те, которых пристроили, и те, которые пробивались сами, приезжие и местные жители и т.д. и т.п. Так и в жизни: не каждый готов учиться и принимать знания. Некоторые решили, что все можно купить, другие подражают им, третьи продают себя, четвертые пользуются этим, пятые прогуливают уроки систематически. Но давайте сузим проблему и поговорим об ученике — человеке, которые стремится к получению знания в той или иной области, знания, как можно более объемного, основательно, человека, имеющего пытливый ум и, самое главное, цель перед собой. Почему-то я сейчас вижу М. Ломоносова, который, не имея средств, начального образования, происходивший из низших сословий, встал, ведомый неизвестно какой звездой, и пошел пешком за знаниями, дабы понять и приумножить их. У него были только цели и всё подчиняющая жажда добиться этих целей. И он добился этой высокой, недостижимой, казалось бы, цели. Значит, первое, чем должен обладать ученик, — это желание-цель получать знания. Ну да, без порыва, без размышления, без беспокойства ученик не может существовать. Ученик и поиск — слова синонимы. Ученик всегда прибывает в состоянии получения знания, и состояние это продолжается всю его сознательную, а точнее осознанную, жизнь. В состоянии бодрствования и в состоянии сна идет работа, поиск. Неудовлетворенность уже открытым, понятым как малым и жажда к еще закрытому, возможному — вот это состояние. Начинай с небольшого желания узнать, как утроена игрушка, почему мы дышим, зачем человеку нужна вода, почему птицы летают, а рыбы плавают, ученик подходит к вечным, глобальным вопросам. Очень часто двигаясь через свою профессию, он понимает, что знание застывшее, знания, принятые обществом, не могут удовлетворить его, потому что они уже понятны и общедоступны. Ученик всегда ищет учителя! Учитель нужен ему как воздух. По большому счету учитель и есть сам ученик, только на порядок осознанней. Кажется, настало время взглянуть на учителя повнимательней. Учитель — кто он? Ответ на этот вопрос очень неоднозначный, и, как правило, ответ остается субъективным для многих. Поэтому давайте составим некоторые тождества. Учитель и ученик — что и кто для человека, идущего по пути знания, является учителем. Проще сказать, кого ищет ученик и что он не замечает во время поиска. Очень часто учитель или наставник (что по сути разные понятия) дают возможность оптимального роста ученику, возможность сократить время, избежать очевидных для учителя ошибок на пути знания. Да, я ставлю наставника особняком от